- Номер
- Журнал СФУ. Техника и технологии. 2025 18 (4)
- Авторы
- Крюков, А. В.; Суслов, К. В.; Батухтин, А. Г.; Черепанов, А. В.; Крюков, А. Е.; Нгуен Куок Хиеу
- Контактная информация
- Крюков, А. В. : Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, Иркутск; Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутск; Суслов, К. В. : Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутск; Национальный исследовательский университет «МЭИ» Российская Федерация, Москва; Батухтин, А. Г. : Забайкальский государственный университет Российская Федерация, Чита; Черепанов, А. В.: Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, Иркутск; Крюков, А. Е. : Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутск; Нгуен Куок Хиеу: Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутск
- Ключевые слова
- железные дороги постоянного тока; системы тягового электроснабжения; интеграции возобновляемых источников энергии; DC railways; traction power supply systems; integration of renewable energy sources
- Аннотация
На основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в системах электроснабжения железнодорожного транспорта (СЭЖТ) возможно повысить надежность энергообеспечения процессов перевозок и повысить их энергетическую эффективность, а также улучшить показатели качества электроэнергии. Для получения количественных показателей, характеризующих результаты применения ВИЭ, разработаны компьютерные модели системы электроснабжения участка магистральной железной дороги постоянного тока. К вводам 10 кВ тяговых подстанций подключались ветропарки, мощность которых изменялась во времени. С помощью этих моделей возможно решение следующих задач: оценка воздействия ВИЭ на качество электроэнергии; определение областей их применения в СЭЖТ; выявление мест наилучшего размещения ВИЭ в сетях. Результаты цифрового моделирования СЭЖТ показали, что за счет ВП достигаются следующие положительные эффекты: напряжения, подводимые к электровозам, увеличиваются на 1…2,5 %; коэффициенты k2U на вводах 110 кВ тяговых подстанций (ТП) снижаются на 60…64 %; коэффициенты гармоник kU уменьшаются в 2,6…2,8 раза; средние значения потерь мощности в головной ЛЭП 110 кВ понижаются в 2,4 раза. Таким образом, применение ВИЭ дает возможность стабилизировать напряжения на токоприемниках электровозов, снизить уровни несимметрии и несинусоидальности на шинах 110 кВ ТП, а также электропотребление из электроэнергетической системы (ЭЭС) и потери электроэнергии. Таким образом, на основе интеграции ВИЭ в СЭЖТ можно повысить показатели энергоэффективности и улучшить качество электроэнергии. За счет снижения электропотребления из ЭЭС, использующей тепловые электростанции, могут быть заметно уменьшены выбросы парниковых газов
- Страницы
- 472–487
- EDN
- TNKONH
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/156182
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).