Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Пикториализм в современной китайской фотографии как фактор культурной идентичности (по материалам фотовыставки «Современный Китай»)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2025 18 (9)
Авторы
Парфентьева, Н. В.; Парфентьев, Н. П.; Ван Юньдун
Контактная информация
Парфентьева, Н. В. : Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск; Парфентьев, Н. П.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск; Ван Юньдун: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск
Ключевые слова
современное искусство; художественная фотография; пикториализм; пикториальная фотография; традиционная китайская живопись; культурная идентичность; contemporary art; fine art photography; pictorialism; pictorial photography; traditional Chinese painting; cultural identity
Аннотация

В статье раскрывается значение пикториализма в современном китайском фотоискусстве как одного из факторов формирования культурной идентичности. Материалом для исследования стали работы выдающихся современных фотохудожников Китая, которые были представлены на выставке «Современный Китай», прошедшей в 2024 г. в Государственном историческом музее Южного Урала. Благодаря своей высокой художественной ценности эти произведения способны выступать детерминирующим фактором интеграции в период экономической модернизации и демократизации современного Китая, продвижения его уникальных художественных достижений в мире. Ряд монохроматических работ, наполненных уникальной красотой и гармонией, впервые вводятся в научный оборот с целью выявления в них традиций китайской тушевой живописи и опоры на достижения создателей стиля пикториализм – мастеров ХХ в. Лан Цзиншаня и Дон Хонг-Оая. Авторы статьи обозначают характерные признаки китайского пикториализма. При анализе работ современных фотохудожников выявляется приверженность принципам стиля, подчеркивается, что они продолжают линию развития, идущую от тушевой живописи и достижений мастеров ХХ в. Современные мастера смогли на новом уровне воссоздать самобытность древнего китайского национального искусства. Благодаря особому художественному языку, эстетическому вкусу и художественному такту они придали новую смысловую глубину стилю китайского пикториализма. На музейной выставке именно работы в стиле пикториализма благодаря своей уникальной художественности стали визитной карточкой национальной китайской культуры, привлекли наибольшее внимание и стали объектом восхищения российской публики. Это направление в фотоискусстве способствует формированию культурной идентичности. В работах мастеров на новом витке возрождаются древние тр

Страницы
1813–1824
EDN
EJHUET
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/157343

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).